Непосредственно – образовательная деятельность
Тема: Свойства воды, льда и пара
Задачи:
Уточнить знания детей о свойствах твёрдого, жидкого и газообразного тел.
Дать представление о трёх состояниях воды и причинах перехода одного в другое.
Оборудование:
тарелочка с цветным льдом, палочка длиной 12-15см, баночки, салфетки, трубочки для пускания мыльных пузырей, подносы для каждого ребёнка.
У воспитателя: банка с водой, кипятильник, кусок стекла, молоточек, не цветной лёд толщиной 0.5-1см, шампунь, 2матрёшки, гвоздик, альбомный лист.
Ход занятия.
Дети вошли и расселись за столами.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о свойствах воды, льда и пара. Я расскажу вам сказку о маленькой капельке. Жила-была капелька, Там, где она родилась было тепло, но капелька не любила солнышко и пряталась от него в тени. А однажды она так устала, что не заметила, как заснула. А когда проснулась, оказалось, что солнышко уже переместилось на небе и вовсю пригревало травинку, на которой она пряталась. Жаркие солнечные лучи согрели капельку, и превратилась она в пар. Стала лёгкой, как воздух и невидимой, как он и вместе с ветром умчалась в небо. Туда же попали и другие капельки, не успевшие спрятаться от солнышка. Собрались они вместе и получилось облако. Ветер, который не секунды не сидит без дела погнал облако по небу и гнал его до тех пор, пока оно не слилось с другими облаками. Так появилась туча. Стала она такой тяжёлой, что не выдержала и рассыпалась на миллионы мелких капелек. Понеслись они вниз, но по дороге замёрзли и превратились в снежинки. Так капелька снова вернулась на землю, но уже в виде снежинки, потому что ветер пригнал тучу в ту сторону, где уже наступила зима. Понравилась вам эта сказка? О чём она?
Воспитатель: Что у вас на столах?
Дети: Подносы, льдинки, банки с водой. Льдинки-то цветные!
Воспитатель: Возьмите их в руки, погрейте. Дети берут лёд в ладони.
Воспитатель: Что можно сказать про лёд? Он горячий, аж жжётся!
Дети: Нет, он очень холодный, потому и жжётся. Мокрый, твёрдый. Гладкий, скользкий. Он тает.
Воспитатель: А когда лёд тает, что остаётся на ладонях и тарелке?
Дети: Вода. Цветная вода.
Воспитатель: Почему лёд тает?
Дети: Потому что тепло, тёплые руки.
Воспитатель: Бросьте льдинки в банку с водой. Что вы видите?
Дети: Они плавают.
Воспитатель: Почему?
Дети: они очень лёгкие.
Воспитатель: Посмотрите на мою льдинку. Какого она цвета?
Дети: Белая она.
Воспитатель: Да, белая, такая же как этот лист бумаги (показывает альбомный лист). Молчание.
Дети: Нет, не такой белый, лёд прозрачный.
Воспитатель: Кто прав из детей? А как проверить кто прав?
Дети: Можно посмотреть. Я через лёд вижу вашу руку, а через листок бумаги – нет.
Воспитатель: Действительно вот 2 матрёшки, я одну спрячу за кусок льда, а другую за листок бумаги. (прячет)
Дети делают вывод, что лёд прозрачный, а не белый.
Воспитатель: Возьму сейчас молоточек и постучу по льдинке. Какая она?
Дети: Твёрдая.
Воспитатель стучит сильнее – лёд раскалывается.
Воспитатель: Ой, что произошло?
Дети: Льдинка разбилась.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она тонкая была.
Воспитатель: А какой лёд не разобьётся от моего удара?
Дети: Толстый лёд на реке. Он даже человека выдержит.
Воспитатель: Всегда ли он толстый лёд на реке?
Дети: Нет. Весной тает. Он и зимой бывает тонкий. По реке ходить нельзя когда лёд тонкий.
Воспитатель: У вас в баночках с водой весна или зима?
Дети заглядывают в свои банки и не видят вообще льда. В банках чуть подкрашена вода.
Дети: У нас уже лето. Льда совсем уже нет. (дети смеются)
Воспитатель: Куда уже делся ваш лёд?
Дети: Растаял. Это же вода замёрзшая была.
Воспитатель: А в моей банке ручеёк. Послушайте.
Воспитатель тонкой струйкой переливает воду из одной банки в другую.
Воспитатель: Что делает вода?
Дети: Переливается. Журчит. Песни поёт. Льётся. Шумит. Она у вас разговаривает.
Воспитатель: Какого цвета вода?
Дети почти хором: Прозрачная.
Воспитатель: Как проверить?
Дети: Бросить туда надо что-то.
Воспитатель: Вот у меня есть гвоздик. Можно его бросить?
Дети: Да!
Воспитатель бросает гвоздик: Что произошло?
Дети: Его хорошо видно, вода прозрачная.
Воспитатель: Я предлагаю вам ещё опыт.
Воспитатель подошёл к детям и каждому в банку налил немного шампуня.
Воспитатель: Прошу палочками размешать получившуюся жидкость.
Дети взбалтывают шампунь.
Воспитатель: Что получается?
Дети: Вода пенится. Стала мутной. Хорошо пахнет. Пузыри вверху стали плавать.
Воспитатель: Для чего нам нужна такая жидкость?
Дети: Голову мыть. Мыться можно. Пузыри мыльные пускать.
Воспитатель: Прекрасная идея. Мы оставим эту воду для мыльных пузырей. А можно этой водой мыть голову?
Дети: Нельзя.
Воспитатель: Почему?
Дети: Она холодная.
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: Мы потрогали банку – она холодная (все дети прикасаются к банке).
Дети: Да, нельзя мыть голову, холодная вода.
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы вода была тёплая?
Дети: Подогреть её.
Воспитатель: На чём?
Дети: На костре ,плите, кипяток влить.
Воспитатель: А можно кипятильником?
Воспитатель достаёт кипятильник, включает его для подогрева воды.
Воспитатель: Что происходит с водой?
Дети: Она становится теплая.
Воспитатель: А чтобы была горячей, что надо?
Дети: Ещё больше подогреть.
Воспитатель: Что хорошего в том, что вода будет горячей?
Дети: Можно голову мыть, посуду. Чай пить. Согреться.
Воспитатель: Что плохого в горячей воде?
Дети: Можно обжечься. Стакан лопнуть.
Воспитатель: Вот моя вода кипит.
Дети: Нет, ещё не кипит, не булькает.
Дети: Надо, чтобы булькало. Вода закипела.
Дети: Теперь кипит.
Воспитатель: Что это такое у банки идёт?
Дети: Дым.
Дети: Не дым, а пар!
Воспитатель над кипящей водой держит стекло, которое сразу покрывается капельками воды. Дети внимательно смотрят. Вода начала стекать опять в банку.
Воспитатель: Ребята. Что это у нас? Вода капает.
Дети: Дождь в банку капает.
Воспитатель: Да ведь был пар. Откуда вода на стекле взялась?
Дети: Она в паре вода-то. Вода собралась на стекле.
Воспитатель: Так что же получается, лёд – это вода и пар – это вода?
Дети: Да и лёд и пар – всё это вода. Лёд – холодная вода, вода которая замёрзла. Пар – горячая вода. Вода, когда кипит, она в пар превращается.
Воспитатель: забыли мы про свои пузыри.
(Предлагает детям выйти из-за стола попускать мыльные пузыри. Включает запись весёлой песенки.) По окончании звучания песенки, воспитатель предлагает оставить пузыри. Воспитатель предлагает вернуться на палас.
Воспитатель: Так вода может быть…
Дети: Паром, льдом, просто водой.
Воспитатель: Я расскажу вам сейчас почему так происходит. И в паре и в воде, И во льду живут маленькие человечки. Живут они только по- разному. Во льду человечки твёрдо стоят на ногах и крепко держатся за руки вот так. Сейчас мы все человечки льда. Воспитатель пытается «разбить » лёд.
Воспитатель: Нет, у нас твёрдый зимний лёд на реке.
Воспитатель: А я сейчас, как Волк из «Ну-погоди! » включу кипятильник, опущу в реку и весь ваш твёрдый лёд растает. (включает кипятильник)
Воспитатель: Ой! Наши человечки уже не так твёрдо держатся за руки. Они отпускают руки и становятся человечками воды, которых легко можно перелить куда угодно.
Воспитатель: А какие человечки бывают у пара? Как вы думаете, какие они? Так же спокойно в банке живут?
Дети: Нет, они из банки выбегают.
Воспитатель: Вот вы человечки пара – разбегайтесь дети по всей комнате.
А сейчас я «выключу» свой кипятильник. Что происходит в серии «Ну- погоди! », когда заяц выключает кипятильник?
Дети: Вода стала замерзать
Воспитатель: Где наши человечки льда? Дети быстро берутся за руки и твердо стоят на ногах.
Воспитатель: Мы с вами были человечками льда, воды и пара.
Воспитатель: Что интересного узнали вы на занятии?
Загадки:
1. Его просят, его ждут, придёт прятаться начнут. (дождь)
2. С неба – звездой, а в ладони – водой. (снег)
3. Висит за окошком кулёк ледяной, он полон капели, он пахнет весной. (сосулька)