Экспериментально - исследовательская деятельность детей дошкольного возраста в летний период
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности:
- эвристические беседы
- постановка и решение вопросов проблемного характера
- наблюдения моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
- опыты
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- подражание голосам и звукам природы
- использование художественного слова
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации
- трудовые поручения, действия.
Оборудование для исследовательской деятельности
1. Прозрачные и непрозрачные емкости.
2. Мерные ложки, колбы, пробирки, ситечки, воронки разного размера, резиновые перчатки.
3. Пипетки, шприцы пластиковые (без игл).
4. Резиновые груши разного размера.
5. Пластиковые, резиновые трубочки.
6. Деревянные палочки, лопаточки, шпатели.
7. Пластиковые контейнеры.
8. Рулетка, линейка.
9. Весы, компас, песочные часы, фонарик, микроскоп, свечи, термометр.
10. Фартуки клеенчатые, щетки, совки.
11. Цветные прозрачные стеклышки.
12. Лупы, зеркала, магниты.
13. Лопатки, грабли, лейки.
14. Схемы этапов работы, заранее приготовленные карточки для самостоятельной исследовательской деятельности.
Материал, подлежащий исследованию
1. Пищевые материалы: сахар, соль, мука, кофе, чай, активированный уголь.
2. Растворимые ароматические вещества ( соли для ванн, детские шампуни, пенка для ванн).
3. Йод, марганец, зелень бриллиантовая, гуашь, акварель.
4. Природные материалы: камешки, желуди, кора деревьев, веточки, мел, почва, глина, семена, шишки, перья, ракушки, скорлупки орехов.
5. Бросовый материал: бумага разной фактуры и цвета, поролон, кусочки ткани, меха, пробки, вата, салфетки, нитки, резина.
Правила безопасности детей при организации опытов, экспериментов и наблюдений
1. Работа под наблюдением взрослого.
2. Все вещества эксперимента брать только ложечкой.
3. Грязными руками не трогать глаза.
4. Не брать руки в рот.
Примерный перечень экспериментально – исследовательской деятельности:
Вода:
Тема: «Круговорот воды в природе»
Опыт 1. Куда уходит вода.
Опыт 2. Путешествие капельки.
Ветер – воздух:
Тема: «Обнаружение воздуха»
Опыт 1. С водой и соломинкой.
Опыт 2. Со стаканом и тазиком с водой.
Опыт 3. Поймай воздух.
Опыт 4. Воздух в игрушке.
Песок. Глина. Камни.
Тема: «Растворимость веществ»
Явления неживой природы:
Наблюдение за солнцем (несколько наблюдений за разным состоянием: палящим, спрятанным за тучи).
Наблюдение за небом, облаками ( за разным состоянием).
Живая природа:
Тема: «Мы - друзья леса»
Наблюдение за мхом ( на деревьях и на земле).
Наблюдение за водоемом.
Наблюдение за ягодами.
Наблюдение за птицами.
Тема: «Деревья, кустарники»
Наблюдение за березой.